Любопытно: развитие и воспитание способностей
Успешное выполнение деятельности становится доступным не сразу.
Особенности мозга, присущие каждому здоровому ребенку, достаточны для развития всех способностей, необходимых для успешного обучения в школе. Когда психически полноценного ребенка называют «неспособным», то либо не замечают недостатков его подготовки к ученью, либо игнорируют индивидуальное своеобразие его способностей. Практика работы лучших школ и учителей показывает, что каждый ученик нормальной школы, за исключением лишь явно патологических случаев, способен овладеть основами наук, приобщиться к современной науке, культуре и технике, а став взрослым, принимать разностороннее участие в жизни общества.
Включение в деятельность есть основной путь развития способностей. Отсюда ясно, какое огромное значение для развития способностей имеют воспитание и обучение, организующие деятельность детей, их жизненную практику. Правда, некоторые дети очень рано, задолго до систематического обучения рисованию или музыке, обращают на себя внимание своими способностями к этим видам деятельности. Однако даже самые музыкальные дети должны научиться правильно петь и узнавать мелодии; даже самые способные к рисованию дети должны научиться рисовать. Особенность таких детей заключается не в том, что они достигли высоких результатов якобы без предварительного обучения, а в том, что начальный этап формирования способностей проходит у них столь рано и так быстро и легко (в большинстве случаев в процессе игры), что ускользает от внимания родителей и педагогов.
В ряде случаев ученик может казаться «неспособным» к какому-нибудь предмету только потому, что ему не хватает некоторых знаний и навыков, а это не всегда легко обнаружить сразу. Иногда учащиеся, не овладев еще при переходе к более сложной деятельности новыми способами работы, достигают вначале нужного результата при помощи ранее усвоенных приемов (например, производят сложение при помощи простого присчитывания по единице), в силу чего временно кажутся успевающими. Однако при переходе к следующему этапу обучения они совсем перестают справляться с учебными заданиями, проявляя кажущуюся «неспособность» к овладению дальнейшими умениями. Подлинной причиной их неудач является, однако, не недостаточное развитие способностей, а то, что в нужный момент они не овладели новыми умениями, которые необходимы для дальнейшего продвижения в учебной работе.
Исключительно важное значение для развития способностей имеют работоспособность и трудолюбие. На это постоянно указывает, в частности, практика работы школы. Так называемые слабые ученики в большинстве своем плохо учатся не потому, что вследствие особенностей ума не могут понять того, что изучается в школе. Каждому из них можно объяснить самый трудный вопрос программы. Их неудачи во многих случаях зависят именно от отсутствия у них склонности к труду. У ребенка, который совсем не загорается во время работы, не напрягает усилий, невозможно ни проявление, ни развитие значительных способностей.
Не меньшее значение для развития способностей имеет отношение к людям. Самые благоприятные данные, которыми обладает человек, не могут вырасти в подлинный талант, если отсутствует связь с другими людьми, со всем народом. Стремление людей к личным достижениям не должно идти вразрез с чувством коллективизма. Только в коллективе человек может полностью раскрыть свои способности.
Особенно заметна роль трудолюбия при высоком уровне способностей. Чтобы развился талант, необходима повышенная склонность к труду. Работоспособность — это не низшая, не «чернорабочая» способность; будучи самой универсальной и самой могущественной, она является и самой почетной человеческой способностью.
Имеются, правда, ученики, которые хорошо успевают, несмотря на то что ленятся. Мало прилежный ученик нередко работает вспышками. Иногда даже бывает незаметно, когда он учится. Но то, что такому ученику многое дается легко и быстро, не снижает значения трудолюбия. Известно немало случаев, когда ученик, ярко проявивший себя в школе, в жизни не оправдывает возлагавшихся на него надежд, причем именно потому, что не привык серьезно работать. При тех же умственных данных, но при более устойчивой работоспособности его способности развились бы полнее, и ему были бы доступны более значительные достижения.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы внимательно учитывать особенности учащегося, выявляя то ценное, что они в себе заключают, но и в том, чтобы преодолевать нежелательные свойства, изменять, перевоспитывать их.
Очень важно научить школьников правильно относиться к себе, к своим достижениям. Хорошо известно, что постоянная недоброжелательная оценка со стороны воспитателя может привести к потере ребенком уверенности в своих силах и тем самым приглушить способности. Однако не только чрезмерное порицание приводит к угасанию способностей, но и обратная крайность — «захваливание», вызывая самомнение и зазнайство, влияет не менее вредно. Оценка, которую дает воспитатель, должна быть требовательной, строгой, но благожелательной, укрепляющей силы. Она должна открывать перспективы роста. Заботясь о развитии способностей, нужно воспитывать такие черты характера, как уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства и вместе с тем скромность, требовательность к себе, умение критически оценить свои качества. Передовые советские люди верят в свои способности, в свои силы, но каждое отдельное достижение не удовлетворяет их. Именно такие свойства характера нужно воспитывать в детях.
Дети с определившимися и развитыми способностями требуют все более усложненных и разнообразных учебных заданий, привлечения к более глубокой (кружковой и внешкольной) работе. Школьники, способности которых еще недостаточно выражены, нуждаются в чутком воспитании их интересов и склонностей, в поощрении к самостоятельной работе.
Способности вырабатываются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче могут развиваться способности.
Известно, например, как отрицательно сказывается на способностях детей малая подвижность, инертность их нервных процессов. В младшем школьном возрасте это может выражаться в трудном, замедленном переключении с одних действий на другие. Установлено, что среди учеников начальных классов, плохо успевающих по арифметике, встречаются такие, которые делают ошибки в вычислении потому, что невольно повторяют в результате цифры, которые содержались в условии. Если таким ученикам после нескольких примеров с однозначными числами дать для решения пример с двузначными числами, они продолжают оперировать только единицами, хотя действие с двузначными числами знают уже хорошо. Такие ученики сразу после объяснения нового не могут справляться с предыдущим материалом, потому что начинают применять только что усвоенные действия к старому материалу, к которому они не приложимы. Передовой педагогический опыт показывает, что такая инертность нервных процессов, будучи своевременно выявленной, при систематических упражнениях и правильном индивидуальном подходе полностью преодолевается.
Один из показателей хороших способностей — наличие ранних достижений. Однако отсутствие их никак нельзя рассматривать как признак невозможности развить значительные способности в дальнейшем. Можно привести немало примеров позднего проявления больших способностей и талантов. Писатель Вячеслав Шишков, например, начал печататься в возрасте 40 лет; его наиболее известное произведение «Угрюм-река» написано, когда ему было 60 лет; книгу «Емельян Пугачев» он закончил, когда ему было 72 года. Е. И. Гусева, уроженка глухого села Симбирской губернии, научилась грамоте, когда ей было свыше 40 лет. Она поступила на рабфак, а затем вместе со своим сыном окончила высшее учебное заведение. Вскоре она получила степень кандидата наук, а на 73-м году жизни успешно защитила докторскую диссертацию.
Правильное понимание природы способностей показывает, какая большая ответственность за развитие способностей ребенка ложится на воспитателей. Способности не существуют изначально. Они не являются чем-то не зависящим от педагога. Задача воспитателя, учителя в том, чтобы активно развивать способности детей. Необходимо давать ребенку возможность действовать в направлении возникающих у него интересов, оказывая ему нужную поддержку и вместе с тем тщательно проверяя основательность его устремлений.
Если наличие какой-либо одной способности еще недостаточно для успешного выполнения деятельности, то в свою очередь слабость какой-нибудь способности не служит основанием для признания непригодности человека к той или иной деятельности. Если другие способности, необходимые для нее, выражены ярко и человек получает возможность много и успешно заниматься данной деятельностью, это создает благоприятные условия для развития у него отстающих способностей. Они могут «выровняться» настолько, что не остается и следов их первоначальной слабости.
Показателен в этом отношении опыт работы научных и технических кружков при домах пионеров, при детских технических станциях и пр. Только часть приходящих сюда детей может указать, в каком кружке им хотелось бы заниматься; большинство же новичков (главным образом ученики III—IV классов) охотно соглашаются работать в том кружке, в который их записывают. При этом дети, не обладавшие вначале какой-либо определенной устремленностью, впоследствии начинают обнаруживать не только склонность к работе, в которую их включают, но и определенные способности к ней. Конечно, у некоторых детей могут выявиться особенности, указывающие на предпочтительность иного направления их занятий. Но так или иначе, способности выявляются и в дальнейшем развиваются лишь благодаря включению ребенка в ту или иную деятельность. Таков общий путь постепенного развития и специализации склонностей и способностей к труду.
Не при всяком отношении к занятиям создаются подходящие условия для развития учащихся. Формальное отношение к делу не только снижает уровень достижений, но отрицательно влияет и на развитие способностей. Живая заинтересованность, страстное, а не бездушное отношение к работе есть непременное условие того, чтобы данная деятельность могла оказывать благотворное влияние на развитие способностей. Преследуя цель развития способностей, недостаточно включить ученика в соответствующую деятельность, необходимо заинтересовать, увлечь его работой.
Даже серьезные органические поражения могут не быть непреодолимым препятствием для занятия любимой деятельностью. Известно, например, что народный артист Остужев, уже будучи глухим, выступал на сцене и создавал замечательные художественные образы. Николай Островский стал писателем, будучи слепым. Такие примеры показывают, как велики возможности развития способностей.
Воспитание способностей неотделимо от воспитания характера. Центральное значение в характере имеют черты, выражающие отношение человека к труду, отношение к другим людям, отношение к самому себе. Все эти многообразные отношения к действительности, характеризующие наиболее важные стороны личности и, как показывают исследования (Мясищев и др.), в большой мере определяющие продуктивность психических процессов и умения человека, прямо влияют на формирование и развитие способностей.
Способности формируются и развиваются в деятельности. В процессе деятельности образуются нужные системы условных связей и одновременно тренируются, развиваются применительно к условиям деятельности свойства основных нервных процессов, а также особенности соотношения сигнальных систем. Весь этот процесс в целом и есть развитие способностей. Ведущая роль в нем принадлежит образованию условных связей.
Источник: http://perevozkigruzovie.ru