Суть подходов к пониманию и изучению личности, обновление
Существуют такие подходы: биологический , философский, социологический, индивидуально-психологический, гуманистический, этнопсихологический, психолого-педагогический, тендерный т.д.
Инструментами такой деятельности является, прежде всего, социально-психологические механизмы общения, межличностных отношений и групповых процессов: внушение, подражание, убеждение, эмпатия, социальная перцепция, каузальная атрибуция, социально-психологическая рефлексия, взаимопонимание, этнопсихологические особенности индивидов, групповые нормы, санкции, групповая сплоченность, социально-психологический климат и др. При этом ценностные отношения участников взаимодействия к социальным отношениям выступают регулятором социального процесса.
Применительно социокультурного, этнопсихологического контекста развития социально-психологических свойств личности, то они проявляются:
Будучи сложным, многогранным социальным явлением, личность требует к себе системного, междисциплинарного подхода. В широком плане личность является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Кроме этого, биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Выделяют такие иерархические уровни большой системы интегральной индивидуальности:
Хотя человек развивается во взаимодействии с окружающей средой, жизнь его является индивидуальным достоянием, процесс развития личности всегда остается глубоко неповторимым явлением.
Личность каждого человека наделена, характерными только для нее чертами и особенностями, образующих ее индивидуальность, то есть те психологические особенности человека, которые составляют ее своеобразие, ее отличие от других людей.
Более четко разобраться в социально-психологической специфике личности поможет рассмотрение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Социально-психологический подход к пониманию личности предполагает изучение и толкование механизмов ее привлечения к общественной жизни, в систему общественных отношений, обретение ею социальных качеств для самостоятельной деятельности и активности, для самопознания и самоутверждения в реальной действительности.
Элементами, которые формируют социально-психологическую основу личности, являются:
Итак, индивидуальность - это неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей личности, это понятие, которое включает в себя совокупность определенных свойств человека, характеризует человеческую неповторимость и проявляется в чертах характера, в специфике интересов, качеств, которые отличают одного человека от другого.
Вместо оценки действий и поступков других людей меняют характер регуляции между людьми: они отражают представление людей о необходимом, желательном или нежелательном.
Глубже интерпретация понятия «личность» раскрывает эту категорию уже не в функциональном, а в сущностном плане. Речь идет о регулятивно-духовной потенции личности, ее самосознание, источники свободы, ядро характера, которые проявляются в социальном образе жизни, общественных отношениях и определенным образом влияют на них.
Следовательно, можно вести речь о индивидуальном социально-психологическом отражении существующих социальных отношений между людьми и социальных сообществ, возникающих на почве этих отношений. Речь идет о устойчивой индивидуально-специфической системе социально-психологических средств, приемов, навыков, методов восприятия и отражения человеком социальных отношений.
Итак, индивид - это человек как единица общества, он является отдельным человеком, лицом в группе или обществе, отдельным представителем человеческого сообщества.
Речь идет не о своеобразии и многообразии последних, а прежде всего о специфическом понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение.
При этом основным свойством личности, как результата воспроизводства социальной реальности, выступает мировоззрение, одновременно с которым складывается и характер личности, т.е. тот психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности.
Личность представлена психологическими характеристиками, что социально обусловлены и проявляются в общественных связях, отношениях, являются устойчивыми, определяют поведение человека. Все это имеет существенное значение для лица и его окружения.
Задатки служат предпосылкой формирования социально-психологической личностной индивидуальности. Развитость той или иной коммуникативной характеристики, своеобразие ее проявления и предопределяют социально-психологическое отличие одной личности от другой, оригинальность общения и взаимодействия в социуме.
Личность - это тот же человек, но рассматриваемая как общественное существо, наделенное сознанием.
Что касается первого, то эта концепция опирается на понятие социальной функции человека, ее социальной роли. Этот аспект понимания личности, при всей его значимости, не позволяет полностью раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его внешнее поведение, не всегда и не обязательно выражает подлинную сущность индивида.
Сложность заключается в том , что между людьми очень много отличий. Они отличаются не только своим внешним видом, но и делами, зачастую чрезвычайно сложными и непредвиденными Все эти огромные различия затрудняют решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческого сообщества на земле.
Здесь следует учитывать, что личность всегда является субъектом своих истинных отношений с конкретным социальным окружением. Именно поэтому строение личности шире от структуры ее индивидуальности. В целом прогресс от индивида через индивидуальность к личности можно рассматривать и как процесс социализации, и как совершенствование человека изнутри.
Личность также выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке, традициям и т.п. Таким образом, понятие «личность» имеет смысл только в системе общественных отношений, только там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей.
Социальный «контекст» личности обусловливается влиянием культуры и структуры сообществ, в которых человек был воспитан и в которых она принимает участие. Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Понятие «личность» и «индивид» не тождественны, поскольку личность - это то особенное, что приобретается индивидом в обществе, во всей совокупности отношений, в которые индивид втягивается.
Таким образом, понимание становления личности в социуме с точки зрения социальной психологии невозможно сегодня вне общественных отношений, вне взаимодействия, общения и деятельности, активным субъектом которых является личность.
Итак, охарактеризовать личность можно только в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности, потому что без коллектива, без группы, без человеческих сообществ, личности в ее деятельной социальной сущности нет. Для личности общество не просто внешняя среда, а определенная система взаимосвязей.
Индивидуальные особенности человека никак не проявляются до тех пор, пока не станут необходимостью в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Таким образом, индивидуальность - лишь одна из характеристик личности человека. В психологии есть утверждение, что индивидуальность - это сложная совокупность уровней (В. Мерлин).
Личность является системным образованием, хотя носителем этого образования является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.
Социально-психологические особенности индивида четко прослеживаются в характеристике важнейших компонентов структуры личности-культуре и деятельности. Культура личности является совокупностью социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности, реализуя свои потребности и интересы.
Следовательно, человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального, это система, в которой физическое и психическое, природное и социальное образуют неразрывную цепь.
Относительно социально-психологических индивидуальных свойств, то они оказываются в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, коммуникативных качествах и интеллекта, потребностей и способностей человека.
Что касается деятельности, то в широком понимании - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, прежде всего самого себя и условий и средств своего существования.
На сегодня известны две основные концепции личности:
Образуя единство, дефиниции «личность» и «индивидуальность» одновременно не являются тождественными: если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественным для оценки личности индивида, не имеют условий для развития; в качестве личностных выступают только те индивидуальные черты, наиболее «вовлечённые» в соответствующую социальную деятельность.
Специфика социально-психологического подхода к личности предусматривает раскрытие его профессиональных достижений (открытия, творческие успехи и т.д.) в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов, косвенных социально-психологических восприятий и отражений социальной реальности и отношений.
Индивидуальность личности проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.
Раскрытие социально-психологической структуры личности, ее жизненного пути, движения в системе общественных отношений дает возможность увидеть принципы, на основе которых формируются те или иные личностные характеристики, диагностировать социально-психологические свойства личности и влиять на них.
При этом учитывается, что вся сложная система общественных отношений (экономических, политических, моральных и других), в которую вовлечен каждый человек, является объективной основой формирования его личностных социально-психологических свойств, качеств и черт характера.
Итак, личность - не мера целостности человека, без внутренней целостности личности. Конечно, у личности важно видеть не только общее, но и своеобразное. Углубленное понимание сущности личности предполагает рассмотрение ее как социального, так и индивидуально-самобытного существа. Вообще личность является тем уникальным, что связано с ее наследственными особенностями и условиями социальной среды, в которой она формируется и развивается.
Если дефиниция «человек» охватывает совокупность всех человеческих качеств, независимо от того, имеются они или нет у конкретного человека, то категория «индивид» характеризует конкретного человека и дополнительно имеет такие психологические и биологические свойства, которые ей присущи.
Анализу подвергаются такие важные социально-психологические проявления личности, как социальная адаптация, индивидуализация, интеграция личности, социальная деятельность, активность, статусно-ролевая реализация личности в группе, ее дифференциация, нормативное поведение и т.д.
«Человек» - понятие биосоциальные, с одной стороны, это - существо биологическое, владеющий языком, способностью работать с другой - человек является существом общественным, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Причем люди с разными индивидуально-типологическими характеристиками нервной системы, разной структурой коммуникативных способностей, темперамента, характера добиваются одинаковой эффективности восприятия и отображения реальности различными способами. Одновременно индивидуальное социально-психологическое отражение может быть не оптимальным с точки зрения эффективности регуляции социального процесса.
Только анализ соотношения категориального единства «индивид - общество» позволяет раскрыть основные свойства человека как личности. Чтобы понять особенности, на которых формируются те или иные свойства личности, в том числе и социально-психологические, необходимо рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений.
Личность является не только следствием, но и причиной социально-этических действий, происходящих в данном социуме. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества переламываются , воспринимаются, отображаются и воспроизводятся каждым человеком по-разному, определяя его социальное качество, содержание и характер практической деятельности. Именно в процессе такой деятельности человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой - вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру.
С позиции социальной психологии деятельность - целенаправленное воздействие участников взаимодействия друг на друга. Она всегда связана с активностью участников взаимодействия, которая направлена на превращение их самих, их способностей, потребностей, умений, навыков, а также социально-психологической реальности.
При этом, известен лишь один вид обще значительных норм, универсальных для всех времен и народов, на котором может утвердиться личностная и профессиональная независимость индивида, развиться его умение «владеть собой» в отношениях с другими - простейшие требования нравственности, такие как честность, порядочность, совесть, ответственность и т.д. Независимость и свобода от определенных социальных ограничений может достигаться только за счет нравственного самоограничения.
Индивидуальность является непременным и важнейшим признаком личности. То, что понятие «личность» и «индивидуальность» не совпадают, не дает возможности представить структуру личности только как определенную конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека.
Источник: http://perevozkigruzovie.ru