Когда и как была одомашнена лошадь, секреты
Лошадь уже не жизненно важный помощник, скорее, дорогая игрушка, служащая по большей части для удовлетворения тщеславия состоятельных людей. При этом начало взаимоотношений человека и лошади до сих пор неясно, и постепенно вскрываются все новые подробности важнейшего для нашей цивилизации события — одомашнивания лошади.
А ветеринар и писатель Джеймс Хэрриот вспоминает, что в начале 30-х годов XX в. ветеринар на 90% являлся как раз лошадиным доктором. «Иерархический порядок вырабатывался веками: лошадь, корова, овца, свинья, собака. Огромный том „Анатомии домашних животных“ содержал исчерпывающее описание лошади, а бедной собаке его почти не досталось. Мы были обязаны уметь подковать лошадь, точно знать, как снять старую подкову и как прибить новую», — пишет он. И вот, буквально на его глазах, за какой-то десяток лет лошадь перестала играть ту роль, отводившуюся ей на протяжении тысячелетий. Она перестала служить важнейшим средством передвижения как в мирное время, так и в войну в кавалерийских частях. С того времени основная роль лошади быть предметом роскоши, служить для развлечения и спорта.
Звездный час для роли лошади наступил в бронзовом веке (период истории, завершающийся примерно в XIII—XI вв. до н. э.). Где-то в 1000—500 гг. до н. э. зарождается конница. Воины сражаются верхом, но еще без седел. В это же время начинаются первые, пока интуитивные, опыты по выведению новых пород. Вскоре на поле боя уже выезжают колесницы, которые становятся настоящими «танками» древнего мира.До начала XX века одной из ключевых сил, решающих исход сражения, оставалась кавалерия. Великие древние цивилизации Плодородного полумесяца получают лошадей «в подарок» от кочевых племен, которые время от времени разрушают их города. Более развитые, чем сообщества кочевников, они нашли животному другие сферы применения, помимо военной. Например, более смышленые, чем ослы, и более быстрые, чем волы, эти животные меняют характер торговых связей, ускоряют коммуникации между народами.
Пока не ясно, ради чего древний человек начал приручать лошадь. Скорее всего, поначалу одомашнивание лошади нужно было для обеспечения мясом. Гораздо позже была по достоинству оценена возможность езды верхом и перевозка грузов.
Благодаря прогрессу в генетических исследованиях сегодня мы точно знаем, как выглядели предки современных барбосов и матроскиных, потому что они до сих пор живут рядом с нами. Так, все домашние кошки близки к ближневосточной степной кошке из полупустынь Северной Африки и Ближнего Востока. А предком собак, по мнению большинства ученых, стал волк, хотя долгое время эта роль отводилась шакалу.Что касается лошади, то здесь все гораздо печальнее. Человек настолько видоизменил экосистемы планеты, что диким лошадям места на ней уже не осталось. Уже не вызывает сомнений, что домашняя лошадь ведет свою родословную от животных, бродивших по бескрайним степям Евразии 6—7 тысяч лет назад. В Америке одомашнивание лошади не могло состояться по той причине, что там лошади была очень давно истреблены или вымерли из-за изменений климата.Сегодня в природе есть только один вид, по которому мы можем судить, как выглядели предки одомашненных лошадей, лошадь Пржевальского. Однако различия в количестве хромосом и другие признаки говорят о том, что она не может быть пращуром одомашненных лошадей. Гораздо больше на эту роль подходит степной тарпан, пасшийся в лесостепях Восточной Европы и уничтоженный человеком только в XIX в. Один из последних табунов был замечен в 1866 г. на Херсонщине, в Заградовской степи. В 1879 г. в окрестностях Аскании-Нова убили последнего представителя этого вида в дикой природе.
Правда, в 2011 г. в СМИ мелькнули сообщения, что лошадь была приручена еще раньше. При раскопках культуры аль-Макар (Саудовская Аравия) сделаны некие находки, подтверждающие одомашнивание лошади 9 тыс. лет назад. Увы, за прошедшие годы ничего нового об этом не слышно.
В мировой литературе можно найти пару произведений, в которых описаны начало и завершение тысячелетних взаимоотношений людей и лошадей.Момент, когда первобытный человек перестал рассматривать это животное как добычу и превратил его в друга и помощника, есть в книге «Дети Земли» американской писательницы Джин Ауэл. По сюжету молодая кроманьонка Эйла однажды пожалела жеребенка, мать которого она же убила на охоте. Когда животное подросло и привыкло к девушке, Эйла ради любопытства взобралась ему на спину. «Сообразительное животное научилось связывать определенные жесты и звуки с действиями и деятельностью определенного рода и реагировать на них должным образом», описывает одомашнивание лошади Джин Ауэл.
Выглядел тарпан как низкорослое животное желто-бурой масти, с густой, слегка курчавой шерстью и гривой, напоминавшей жесткую щетку. Их изображения часто встречаются среди наскальных рисунков. Спутать их невозможно, так как древние художники умели очень точно передавать основные черты животного. Правда, на стенах пещер не встречаются изображения всадников или человека рядом с лошадью. Отсюда ученые делают вывод, что на протяжении почти всего каменного века тарпан был для первобытного человека таким же объектом охоты, как мамонт или бизон.
[email protected]
Не пропустите также Где слушать музыку онлайн — 13 лучших сервисов Сексуальное воспитание детей — как говорить про мастурбацию и насилие Костомаров — великий историк, чучело морское и крепостной отца
Открытие совершила команда археологов. Они нашли следы на лошадиных зубах, оставленные удилами. Также обнаружили загон с толстым слоем навоза. Аргументы в пользу гипотезы выявили и в совершенно неожиданном месте в горшках. Подвергнув радиоизотопному анализу глиняную посуду, ученые нашли следы разложения молекул жирных кислот, свойственных конскому молоку. То есть ботайцы научились сбраживать молоко кобылиц в кумыс.
Колыбелью современной цивилизации являлся так называемый Плодородный полумесяц. Это территория современного Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции и северо-запада Иордании и дельты Нила. Благодаря подходящему климату здесь уже в каменном веке появились земледелие и скотоводство. Но вот для лошади жаркий климат Плодородного полумесяца подходил плохо. С другой стороны, лошадь существо своенравное. Иметь дело с ними нелегко, а порой опасно для здоровья.Но вот в степях Евразии это животное идеально годилось для одомашнивания. Лошадь неприхотлива и умела находить корм даже под снегом, в отличие от овец и коз, требующих запаса фуража на зиму. Правда, лошади нужно корма больше, чем той же корове, еще и подкармливать фуражным зерном. На заре земледелия такая ситуация выглядела как явная конкуренция с человеком в вопросе пропитания.
Оказалось, что уже 5,7—5,1 тыс. лет назад для людей так называемой ботайской культуры лошадь стала источником мяса и молока. Ботайцы, образ жизни которых похож на быт североамериканских индейцев, первыми выработали основы верховой езды. Возможно, мы не всегда отдаем себе отчет, но поездки в седле или повозке оставались основным способом передвижения по суше до XIX века! И до сих пор мощность двигателей измеряется лошадиными силами.
Предполагается, что одомашнивание началось 5—6 тыс. лет назад. В ходе раскопок первобытного поселения (VI—III вв. до н. э.) возле с. Дериевка на Кировоградщине найдены останки лошадей с признаками того, что животное было не только предметом охоты, но также использовалось в хозяйстве. А очень важная для нашего рассказа находка сделана в 2009 г. в Северном Казахстане.
Источник: http://perevozkigruzovie.ru